Что мы знаем о ГМО
На страницах газет и других популярных изданий все чаще встречаются термины: «генетически модифицированный организм» (ГМО), «генетическая инженерия», «генетически модифицированные продукты питания».
Сегодня любой человек слышал о генетически модифицированных продуктах, причем информация эта чаще всего носит негативный характер. Но лишь немногим известно, что представляют собой такие продукты и действительно ли они вредны для человека.
Члены предметного кружка кабинета общественного здоровья и здравоохранения Слонимского медицинского колледжа обсудили вопрос о том, что они знают о ГМО на заседании предметного кружка.
Учащиеся выяснили, что ГМО — генетически модифицированный организм — организм, чей генотип был целенаправленно изменен при помощи методов генной инженерии. К ГМО относятся:
ГММ — генетически модифицированные микроорганизмы — бактерии, дрожжи и мицелиальные грибы, генетический материал которых изменен с использованием методов генной инженерии. ГММ используют в процессе получения молочнокислой продукции, мясной продукции, при производстве лекарственных препаратов — инсулина, антибиотиков, аминокислот и т.п.
ГМР — генетически модифицированные растения — растения, генотип которых был изменен методами генной инженерии. ГМР получили наибольшее распространение и в качестве продуктов питания, и в виде пищевого сырья.
ГМЖ — генетически модифицированные животные — животные с измененным методами генной инженерии генотипом, в основном для улучшения качества мяса, молока или яиц.
ГМП — генетически модифицированный продукт — продукт, в создании которого принимали участие генетически модифицированные организмы или микроорганизмы (ГМО и ГММ).
Генетически модифицированные организмы могут входить в состав практически любого продукта или полуфабриката, будь то колбасные изделия, молочная и кисломолочная продукция, консервы или даже детское питание, свежие помидоры и картошка, кукуруза и соя. Казалось бы, ученые хотели улучшить качество продуктов, но почему же все больше стран мира занимают жесткую позицию по отношению к ГМО?
Генная инженерия уже многие годы с успехом применяется в медицине. Например, при помощи трансгенной бактерии производится человеческий инсулин, который уже спас сотни тысяч человеческих жизней. В таких случаях ГМО находятся в закрытом пространстве лаборатории и никак не взаимодействуют с окружающей средой, а конечным продуктом является не сам ГМО (например, бактерия с измененным генетическим кодом), а его производное – то есть, как в данном случае, инсулин. Относительно подобного использования ГМО у большинства общества опасений нет.
Но все же наиболее массово эта технология применяется в сельском хозяйстве. И в этом случае с ГМО (а не с его производными) сталкиваются в обычной жизни каждый человек и фактически ежедневно. Кроме того, эти новые организмы попадают в окружающую среду. Например, создан картофель, имеющий ген земляной бактерии Bt, который придает ему устойчивость к колорадскому жуку. Сельскохозяйственные ГМ-культуры выращиваются в отрытом грунте и взаимодействуют с окружающей средой, являются продуктом, который идет в пищу человеку, животному или применятся в качестве сырья для производства продуктов питания.
Генная инженерия, как и любое научное направление, может принести людям пользу. Экологи считают, что ученые, работающие в данной сфере, должны обладать высокой профессиональной этикой, а общество должно знать, что, как и зачем делается в лабораториях этих ученых. Инициаторами и единственной заинтересованной стороной практического применения генной инженерии не должны быть коммерческие корпорации. Это приводит к использованию генной инженерии лишь в целях получения прибыли, к монополизации рынка продовольствия и не гарантирует безопасное и полезное для общества применение данной технологии.
Подведя итоги, участники заседания предметного кружка пришли к выводу, что принципиальная полемика относительно ГМО полезна, т.к. заставляет генных инженеров постоянно улучшать конструкции, усиливать контроль за последствиями, т.е. «работает» в пользу стратегии выживания человечества в условиях стремительного роста населения и истощения биоресурсов.
Юрий Егоров, преподаватель второй квалификационной категории учреждения образования «Слонимский государственный медицинский колледж»