Цифровая гигиена
С распространением интернета стерлись границы между личной и публичной жизнью. Информации, которую мы выкладываем в социальных сетях или предоставлять посторонним лицам бывает достаточно, чтобы ей воспользовались мошенники.
С учащимися первого курса отделения «Лечебное дело» провёл беседу участковый инспектор ИДН Слонимского РОВД о безопасном поведении в сети Интернет.
Как бы мы не отгораживали себя от информационных технологий и мошеннических действий – человеческий фактор стоит на первом месте угроз информационной безопасности. Существуют технология «взлома» человека – социальная инженерия, включающие набор психологических методик для получения конфиденциальной информации.
Например, злоумышленник хочет воспользоваться страхом – звонит человеку и сообщает, что случилось страшное: «Друг попал в аварию». В таком случае главное правило — не вестись на диалог, закончить разговор и связаться с другом.
Если знакомый просит перевести ему деньги, позвоните ему и уточните, правда ли это. Возможно, аккаунт взломали, и вам пишет мошенник. Если информация окажется верной, то отправитель это подтвердит.
Обмануть могут везде. Злоумышленники давно используют не только рекламу, объявления и электронную почту, но и мессенджеры. Сюда тоже могут прислать спам, вредоносные программы и попытаться получить деньги.
Не переходите по ссылкам из писем и сообщений от неизвестных отправителей. Не открывайте и не скачивайте вложенные файлы.
Еще один популярный пример — звонки мошенников, выдающих себя за представителей банка, которые погружают пользователя в состояние паники из-за рисков потери денежных средств, и тем самым пытаются получить доступ к банковским данным жертвы.
В последнее время в Беларуси зафиксированы звонки посредством Viber от мошенников, которые представляются сотрудниками Национального банка. При этом звонки могут совершаться с телефонных номеров, похожих на номер контакт-центра банка с использованием официального логотипа.
При малейшем подозрении, что звонят не представители банка, а мошенники, нужно прерывать разговор. Ни в коем случае не стоит раскрывать данные банковской карты, кем бы ни представился ваш собеседник: сотрудником банка или представителем любых других организаций. В случае получения подобных звонков в мессенджерах стоит прекратить разговор и позвонить по номеру, указанному на официальном сайте банка или на обратной стороне банковской карты.
Чтобы обезопасить себя и своих близких и не стать жертвой развода необходимо соблюдать цифровую гигиену: регулярно менять пароли, шифровать сообщения, не открывать незнакомые ссылки, не сообщать реквизиты банковских платежных карточек посторонним лицам.
Ботвич С.А., инженер-программист учреждения образования «Слонимский государственный медицинский колледж»