Личностные особенности учащихся как фактор конфликтов

Тема взаимоотношений преподавателя и учащихся актуальна как никогда ранее, хотя эта проблема всегда интересовала многих специалистов из области психологии, социологии и истории. Общение вообще процесс всегда сложный и сопровождается многими трудностями. Общение является чрезвычайно емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение между преподавателем и студентами еще более сложный процесс. Общение и взаимодействие на таком уровне получило название педагогического общения. Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

В рамках данной проблемы я, как преподаватель психиатрии в Слонимского медицинского колледжа, провела мини-опрос. В рамках мини-опроса я структурировала полученный материал и попыталась сформулировать специфику проблемной ситуации.

Сам по себе конфликт в образовательном процессе - явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современное образование. Грамотное разрешение конфликтных ситуаций в образовании может иметь позитивные последствия, играет существенную роль в формировании новых черт характера, переводит участников на качественно новый уровень взаимодействия. Однако характер протекания конфликта и его последствий во многом обусловлены личностными особенностями участников взаимодействия. Поэтому актуальной является задача исследования личностных детерминант конфликтов в образовательной среде с целью поиска путей оптимизации всех форм педагогического общения и разрешения сложных ситуаций взаимодействия.

Под конфликтностью личности понимается интегральное свойство, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты и определяющееся ее природными задатками и социальным опытом. При высокой конфликтности индивид является постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими. Следовательно, можно выделить личностные детерминанты конфликтов, связанные с психологическими особенностями участников, и социальные детерминанты конфликтов, обусловленные действием факторов микро- и макросреды.

В результате по выборке результатов опроса пришли к выводу:

-Наибольшее число конфликтов с преподавателями происходит вследствие неудовлетворенности студентов личным взаимодействием с ним (16,9%), из-за отсутствия у студента учебных материалов, невыполненных заданий (15,65%), по поводу поведения на зачетах, экзаменах (11,86%), из-за несогласия в оценке уровня знания студента (10,59%).

-Наиболее адекватно учащиеся используют такие способы разрешения конфликтов как "приспособление" и "избегание" , слишком часто используют "компромисс" и наиболее редко применяют тактику "соперничества" , т.е. настаивают на своей точке зрения. Тактика соперничества наиболее характерна для учащихся с возбудимым типом акцентуации и тесно взаимосвязана с такими личностными особенностями как обидчивость, вспыльчивость, неуступчивость и наступательность . Гипертимные обучающиеся не используют тактику избегания, а эмотивные студенты не умеют использовать тактику сотрудничества, т. е. тщательно и спокойно подходить к разрешению конфликта.

Уровень конфликтности значимо связан с возбудимым типом акцентуации учащегося, с высокими оценками ("подозрительность"), с состоянием напряженности, фрустрированности , социальной смелостью, активностью , эмоциональной неустойчивостью , низкими оценками по фактору -"интеллект". Восприятие уровня своей конфликтности определяется личностными особенностями учащегося. Учащиеся с возбудимой, ригидной и циклотимной акцентуацией характера осознают особенности своего поведения и оценивают их достаточно реалистично. Учащиеся с гипертимной акцентуацией вступают в конфликтное взаимодействие достаточно часто, однако при этом не считают себя конфликтными личностями.

И так, определяющими факторами конфликтности студентов являются

некоторые личностные особенности и акцентуации характера, которые в сложных учебных ситуациях играют роль катализатора и приводят к конфликтному взаимодействию. Полученные результаты позволяют сформулировать ряд психолого-педагогических рекомендаций по взаимодействию преподавателей с конфликтными студентами, преодолению их специфических трудностей.

Рекомендации преподавателям по предотвращению конфликтов

 Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.

 Контролировать свои эмоции, быть объективным.

 Дать возможность учащимся обосновать свои претензии.

 Не отвечать на агрессию агрессией.

 Не оскорблять учащегося, ни словом, ни жестом.

 Не затрагивать личность учащегося, особенности его семьи, давать оценку только поступкам.

 Вступать в диалог с учащимся.

 Брать на себя инициативу разрешения конфликтов, не зависимо от

результатов разрешения конфликта, на разрушать отношения с учащимся.

Ирина Степановна Зайко, преподаватель учреждения образования «Слонимский государственный медицинский колледж»

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда