Личностные особенности учащихся как фактор конфликтов
Тема взаимоотношений преподавателя и учащихся актуальна как никогда ранее, хотя эта проблема всегда интересовала многих специалистов из области психологии, социологии и истории. Общение вообще процесс всегда сложный и сопровождается многими трудностями. Общение является чрезвычайно емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение между преподавателем и студентами еще более сложный процесс. Общение и взаимодействие на таком уровне получило название педагогического общения. Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
В рамках данной проблемы я, как преподаватель психиатрии в Слонимского медицинского колледжа, провела мини-опрос. В рамках мини-опроса я структурировала полученный материал и попыталась сформулировать специфику проблемной ситуации.
Сам по себе конфликт в образовательном процессе - явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современное образование. Грамотное разрешение конфликтных ситуаций в образовании может иметь позитивные последствия, играет существенную роль в формировании новых черт характера, переводит участников на качественно новый уровень взаимодействия. Однако характер протекания конфликта и его последствий во многом обусловлены личностными особенностями участников взаимодействия. Поэтому актуальной является задача исследования личностных детерминант конфликтов в образовательной среде с целью поиска путей оптимизации всех форм педагогического общения и разрешения сложных ситуаций взаимодействия.
Под конфликтностью личности понимается интегральное свойство, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты и определяющееся ее природными задатками и социальным опытом. При высокой конфликтности индивид является постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими. Следовательно, можно выделить личностные детерминанты конфликтов, связанные с психологическими особенностями участников, и социальные детерминанты конфликтов, обусловленные действием факторов микро- и макросреды.
В результате по выборке результатов опроса пришли к выводу:
-Наибольшее число конфликтов с преподавателями происходит вследствие неудовлетворенности студентов личным взаимодействием с ним (16,9%), из-за отсутствия у студента учебных материалов, невыполненных заданий (15,65%), по поводу поведения на зачетах, экзаменах (11,86%), из-за несогласия в оценке уровня знания студента (10,59%).
-Наиболее адекватно учащиеся используют такие способы разрешения конфликтов как "приспособление" и "избегание" , слишком часто используют "компромисс" и наиболее редко применяют тактику "соперничества" , т.е. настаивают на своей точке зрения. Тактика соперничества наиболее характерна для учащихся с возбудимым типом акцентуации и тесно взаимосвязана с такими личностными особенностями как обидчивость, вспыльчивость, неуступчивость и наступательность . Гипертимные обучающиеся не используют тактику избегания, а эмотивные студенты не умеют использовать тактику сотрудничества, т. е. тщательно и спокойно подходить к разрешению конфликта.
Уровень конфликтности значимо связан с возбудимым типом акцентуации учащегося, с высокими оценками ("подозрительность"), с состоянием напряженности, фрустрированности , социальной смелостью, активностью , эмоциональной неустойчивостью , низкими оценками по фактору -"интеллект". Восприятие уровня своей конфликтности определяется личностными особенностями учащегося. Учащиеся с возбудимой, ригидной и циклотимной акцентуацией характера осознают особенности своего поведения и оценивают их достаточно реалистично. Учащиеся с гипертимной акцентуацией вступают в конфликтное взаимодействие достаточно часто, однако при этом не считают себя конфликтными личностями.
И так, определяющими факторами конфликтности студентов являются
некоторые личностные особенности и акцентуации характера, которые в сложных учебных ситуациях играют роль катализатора и приводят к конфликтному взаимодействию. Полученные результаты позволяют сформулировать ряд психолого-педагогических рекомендаций по взаимодействию преподавателей с конфликтными студентами, преодолению их специфических трудностей.
Рекомендации преподавателям по предотвращению конфликтов
Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.
Контролировать свои эмоции, быть объективным.
Дать возможность учащимся обосновать свои претензии.
Не отвечать на агрессию агрессией.
Не оскорблять учащегося, ни словом, ни жестом.
Не затрагивать личность учащегося, особенности его семьи, давать оценку только поступкам.
Вступать в диалог с учащимся.
Брать на себя инициативу разрешения конфликтов, не зависимо от
результатов разрешения конфликта, на разрушать отношения с учащимся.
Ирина Степановна Зайко, преподаватель учреждения образования «Слонимский государственный медицинский колледж»