Проблема буллинга в среде подростков
29 апреля 2021 года на базе ГУЗ «Детская поликлиника №1 г. Гродно» учащиеся учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж» приняли участие в междисциплинарном семинаре по теме «Профилактика буллинга среди подростков» с повесткой дня:
1."Профилактика буллинга среди подростков", докладчик - врач-психотерапевт УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология" Веренич Т. М.;
2. "Противодействие буллингу. Ответственность", выступающие инспекторы по делам несовершеннолетних ОВД администрации Ленинского района г. Гродно Вьюшин И.А., Шинкевич А.Ю.
3."Стресс - пути его преодоления" – докладчик - психолог детской поликлиники №1 г.Гродно Новожилов Е.В.;
Буллинг (bullying, bully – терроризировать) — довольно распространенное явление, подтверждающее свою актуальность в современном обществе. Это систематический физический или психологический прессинг человека, которое осуществляется одним агрессором или группой людей, и происходит в рамках замкнутой общественной группы.
Характерная особенность буллинга — такое явление всегда носит преднамеренный, агрессивный характер. Силы между жертвой и агрессором распределяются неравномерно.
Какие существуют виды буллинга?
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту.
Проблема буллинга сегодня вызывает все большую озабоченность общественности и требует изучения, в том числе, в рамках психологических исследований в связи с распространенностью данного явления и его опасностью для физического и психического здоровья людей. Практически каждый хотя бы раз сталкивался с насмешками, придирками, угрозами и прочими негативными воздействиями со стороны других людей в процессе взаимодействия с ними. При этом многие жертвы травли попросту умалчивают о происходящем, учебные заведения не придают огласке подобные конфликты, стремясь сохранить свою репутацию, и случаи буллинга замалчиваются. Акты насилия в отношении одного человека или группы людей могут быть однократными или повторяться в течение продолжительного времени. Важно уметь отличать буллинг от конфликта, так как в случае с первым мы имеем дело с неравенством сил участников, и жертва не может оказать сопротивление.
Молодым людям необходимо уметь отличать конфликт и непопулярность от буллинга, чтобы избежать или своевременно распознать буллинг в группе, коллективе и принять меры по его устранению.
Врач-психотерапевт УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология" Веренич Татьяна Михайловна рассказала: как распознать буллинг и чем он опасен, как бороться с буллингом (какие действия необходимо предпринять в ситуации травли в группе/коллективе, и чего не следует делать, если сам учащийся оказался жертвой буллинга). Учащимся пояснили, что означает понятие буллинга, его виды, факторы, которые могут спровоцировать травлю в группе/коллективе. Рассказали об основных мотивах «травли» в коллективе, о сторонах буллинга (кто становится жертвой буллинга, кто наблюдатель, и кто такой буллер).
Инспекторы по делам несовершеннолетних ОВД администрации Ленинского района г. Гродно Вьюшин Илья Александрович и Шинкевич Артем Юрьевич рассказали о том, как противодействовать буллингу и какая ответственность за буллинг. Учащиеся узнали о таком виде буллинга, как кибербуллинг, который представляет собой агрессивное поведение, «троллинг» и насилие в социальных сетях, по электронной почте; о признаках кибербуллинга и как поступать, чтобы не стать жертвой кибербуллинга. Инспекторы по делам несовершеннолетних рассказали про ответственность, которую может понести агрессор (буллер) за буллинг (также кибербуллинг).
Новожилов Егор Владимирович, психолог детской поликлиники №1 г.Гродно, рассказал учащимся про стресс и пути его преодоления. Учащиеся узнали, что собой представляет стресс, виды стресса, причинах и факторах, вызывающих стресс, последствиях стресса, а также о способах его преодоления; узнали, куда можно обраться в ситуации буллинга, и в других трудных жизненных ситуациях:
1. По телефону доверия 170
2. К педагогу-психологу в учреждении образования
3. К психологу в детской поликлинике
4. В Психиатрию-наркологию
При малейших признаках буллинга – бейте тревогу,
ищите пути помощи и разрешения ситуации.
Нинард Е.А., педагог-психолог Гродненского государственного медицинского колледжа