РОЛЬ КУРАТОРА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРССНИКОВ В МЕДКОЛЛЕДЖЕ

Смена привычного образа жизни проходит у всех по-разному, не всегда безболезненно, потому что зависит от адаптационного потенциала (способностей и возможностей) личности. Одни привыкают к новым условиям быстро и легко, их самочувствие существенно не меняется. Другим требуется немного больше времени для перестройки психики и поведения. Третьим тяжелее всего, так как их адаптационный процесс существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психических сил. Так как адаптационные возможности человека во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками, то первая группа проблем связана с индивидуальными особенностями, воспитанием и самовоспитанием личности. Негативные переживания ухода из семьи, школьного коллектива, отсутствие навыков самостоятельной работы, приемов продуктивного общения сказываются на адаптационных способностях. Вторая же группа проблем, вызвана условиями учебного заведения и может определяться, например, перегрузкой учебной деятельности, сложностью и объемом изучаемого материала, повышенными требованиями преподавателей и т. д. Таким образом, изучая процесс адаптации, следует обратить внимание на четыре основных аспекта: психофизиологический (новые установки и навыки), педагогический (другая система обучения), социальный (иные среда и коллектив) и профессиональный (социально-профессиональная группа и условия труда). Начало обучения считается фундаментом и дает старт профессиональной подготовки студента, оказывает позитивное влияние на процесс взаимодействия его с преподавателями и одногруппниками. Поэтому успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений первокурсников. В основе своей кураторство – такая система взаимодействия обучающих и обучаемых, которая способствует решению ряда образовательно-воспитательных и психолого-педагогических задач. В переводе с латинского слово «куратор» означает опекун (лицо, которому поручено наблюдение за кем-либо). Цель работы кураторов заключается в создании условий для успешной адаптации студентов. Куратор выступает одновременно инициатором, руководителем и вдохновителем студенческой активности. Одна из типологий современных кураторов базируется на анализе отношения его к себе как личности и профессионалу, отношения к студенческой группе как участнику взаимодействия и отношения к совместной деятельности как средству достижения поставленных задач. На этих основания были выделены следующие типы кураторов: 1) «наблюдатель» не вмешивается в дела группы; 2) «информатор» доносит информацию до студентов; 3) «организатор» занимается организаторской работой; 4) «манипулятор» использует студентов в своих собственных целях; 5) «собеседник» деятельность с группой сводит лишь к беседе о ней; 6) «родитель» осуществляет излишний контроль; 7) «консультант» предоставляет группе полную самостоятельность; 8) «партнер» – истинная самореализация куратора. Спектр функциональных обязанностей куратора студенческой группы достаточно обширен. Работа куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы в целом. В своих действиях он руководствуется нормативными, правовыми, научно-методическими и педагогическими документами. Основными принципами его деятельности являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности студентов, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, развитие студенческого самоуправления, доброжелательность в отношениях с подопечными и их родителями . Кроме того, куратору следует проявлять заботу о моральной и социальной защите, семейном благополучии подопечных, формировать у них навыки здорового образа жизни, способствовать активному приобщению обучающихся к различным видам научно-исследовательской деятельности, содействовать всестороннему становлению и развитию их как личности. Функции и обязанности куратора довольно разнообразны и, говоря о них, можно отметить, что основная его цель – стать для учащихся группы наставником, организатором всех форм работы, помощником в решении сложных проблем. Куратор – это, скорее, не обязанность, а призвание, так как он должен быть авторитетом во всех вопросах. Когда первокурсники будут уважать своего наставника, тогда это благоприятно скажется и на межличностных отношениях в группе. При выборе стиля и форм работы куратор во многом опирается на опыт, авторитет и черты своего характера. Однако достижение хороших результатов возможно только в результате ежедневного, добросовестного и неформального отношения к своему делу. Основными направлениями деятельности куратора являются: изучение личности и коррекции в воспитании, организация учебной и внеучебной жизни группы, социальная защита студентов, взаимодействие с родителями. Такая работа включает: диагностический и аналитический этапы, планирование воспитательного процесса, организацию коррекционно-воспитательной деятельности со студентами и их родителями, а также обязательный анализ проделанного. Проведение разнообразных мероприятий по ряду направлений поможет куратору в воспитании активного, всесторонне развитого и конкурентоспособного специалиста. С целью совершенствования деятельности кураторов следует четко определить границы их должностных обязанностей-полномочий с помощью законодательных документов и методических указаний к работе. Принимать участие в семинарах, практикумах, конференциях по вопросам эффективного использования нетрадиционных форм организации взаимодействия со студентами, решения проблем их адаптации в новом образовательном пространстве. Стимулировать проявление активности в работе ежегодным проведением конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший куратор года». Использование информационных технологий в деятельности куратора способно повысить ее результативность. Хорошим стартом для продуктивной работы будет совершенствование интернет-страницы на сайте учебного заведения «В помощь куратору», которая может содержать методические материалы, нормативные документы, информацию по воспитательной и идеологической работе, статьи об опыте работы кураторов республики, стран ближнего и дальнего зарубежья. От эффективности его работы зависит уровень развития адаптивных возможностей обучающихся, развитие их творческих способностей, внутренней мотивации к различным видам деятельности.

Лавринович Н.А., преподаватель, куратор учебной группы 3ЛД-4 учреждения образования «Слонимский государственный медицинский колледж»

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда