Доклад министра здравоохранения на итоговой коллегии

Владимир Караник озвучил основные показатели работы отрасли за 2019 год и поставил приоритетные задачи на текущий.

Демография. Своих исторических минимумов в 2019 году достигли младенческая и материнская смертность. При этом в Гомельской и Могилевской областях и в Минске младенческая смертность ниже среднереспубликанского показателя. Однако подчеркну, что, несмотря на такие достойные результаты, служба охраны материнства и детства должна находиться в постоянной готовности к оказанию экстренной помощи.

Современная демографическая ситуация в республике остается напряженной. Это связано с рядом проблем, в том числе с низким уровнем рождаемости, старением населения. Кроме того, довольно высоким остается уровень смертности: в 2019-м коэффициент остался прежним — 12,8 ‰. Вместе с тем коэффициент рождаемости продолжает снижаться и за 11 месяцев прошлого года составил 9,4 ‰. Притом что в 2018-м данный показатель был 10,1.

Реалиями нашего времени стало сокращение числа женщин фертильного возраста, более позднее наступление беременности, уменьшение количества детей в белорусских семьях, а также увеличивающееся количество разводов. На этом фоне особое внимание следует уделить состоянию репродуктивного здоровья нашего населения. Мы должны делать все необходимое, чтобы пары, желающие иметь детей, получили такую возможность.

Ряд исследований демонстрирует, что уровень бесплодия в республике составляет около 14 %. Это высокие цифры. В связи с чем система здравоохранения должна вносить свой вклад в демографию не только за счет снижения смертности, но и путем увеличения рождаемости через профилактику абортов, повышение доступности и эффективности вспомогательных репродуктивных технологий, а также организацию качественной терапии заболеваний, приводящих к бесплодию.

В 2019 году благодаря открытию при женских консультациях и родильных домах кабинетов психологической помощи и проводимому предабортному консультированию удалось сохранить до 15% беременностей. Хороший показатель для нашей страны. Кроме того, не может не радовать, что за прошлый год число абортов снизилось: с 9,0 до 8,2 на 1 000 женщин фертильного возраста. Нужно продолжать работать в данном направлении.

Роль скринингов и охват диагностикой. Нужно понимать, что усилия предпринимаются не для красивых цифр, а для влияния на демографическую ситуацию. Поэтому проводимые мероприятия должны быть эффективными инструментами, которые позволят снизить смертность и улучшить качество жизни граждан.

Сегодня скрининг, подчеркну, нужно понимать значительно шире, чем только решение онкологических проблем. Работа первичного звена должна быть направлена на выявление сердечно-сосудистых заболеваний и другой патологии, влияющей на убыль населения.

На базе областных онкологических диспансеров, центральных районных и городских больниц созданы 26 межрайонных скрининговых центров. В результате проделанной работы показатель выявления рака на ранних стадиях по трем локализациям (молочной и предстательной желез, колоректальной области) за 2019 год в республике составил почти 84 %.

Но мы ожидаем не только снижения запущенности заболеваний, а в первую очередь снижения смертности и инвалидности. Поэтому необходимо проанализировать эффективность проводимых мероприятий и принять адекватные меры, чтобы ее повысить.

Чтобы максимально охватить население регионов диагностикой, с успехом используются передвижные медицинские диагностические комплексы. В нынешнем году на уровне Минздрава необходимо проанализировать результаты этой работы, в том числе экономическую составляющую. Если диагностические комплексы эффективны, следует обсудить предложения, чтобы включить их в государственные социальные стандарты по медицинскому обслуживанию.

Медицинские кадры. Система подготовки кадров для здравоохранения постоянно развивается. Но чтобы данный процесс стал интенсивнее, его необходимо привести в соответствие с требованиями времени. Поэтому министерству совместно с ректорами медуниверситетов, директорами РНПЦ необходимо еще раз пересмотреть учебные программы теоретической, научной и практической подготовки специалистов.

Что касается внедрения рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава медвузов, следует оценить ее эффективность. Важно, чтобы все новшества служили одной цели — повышению качества учебного процесса.

Принимаются меры по унификации практической подготовки студентов-медиков, в том числе с использованием симуляционного оборудования. Тем не менее в ряде регионов этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы.

Еще раз напомню: оптимальный подход в плане подготовки медицинских кадров — интеграция образовательного, научного и практического компонентов. В течение 2020 года будет отработан соответствующий пилотный проект на базе Гродненской университетской клиники. Положительный опыт распространим по всей стране.

Материально-техническая база. В рамках модернизации здравоохранения в 2019 году в каждом регионе прошли мероприятия по приведению в должный вид действующих объектов и по строительству новых. Так, завершена реконструкция лечебных корпусов Осиповичской ЦРБ, возведение Островецкой ЦРБ.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу медоборудования, организовать его своевременное сервисное обслуживание и ремонт, Минздрав ввел систему мониторинга дорогостоящей медтехники. Принимаются меры по усовершенствованию системы госзакупок, подписанию меморандумов с производителями наиболее широко используемого в стране медоборудования. Прорабатывается возможность заключать комплексные сервисные контракты, а также контракты полного жизненного цикла.

Повышение доступности оказания медицинской помощи. В 2019 году наша отрасль, как и вся страна, выполняла поставленные задачи в рамках Года малой родины.

Первоочередная — снизить диспропорции в оказании медицинской помощи городскому и сельскому населению, улучшение ее доступности и качества. Сегодня отмечаем, что разница в продолжительности жизни между этими категориями сокращается, но она по-прежнему есть. Так же как и разбежка по регионам.

Необходимо исключить формальный подход при планировании развития системы здравоохранения. Это касается как Минска, так и остальных регионов. Тем более что в настоящее время активно создаются межрайонные и межрегиональные центры по оказанию экстренной помощи и лечению жизнеугрожающих состояний в течение «золотого часа», когда можно не только спасти пациента, но и в последующем вернуть его к активной жизни и труду.

Идет укомплектование таких центров высококвалифицированными кадрами, организуется обслуживание современного медицинского оборудования, бесперебойное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медназначения. За отчетный период в новом формате начали принимать пациентов в Мозыре и Новополоцке, в этом году присоединяются Островец, Молодечно, Борисов и Бобруйск.

Первые результаты приближения специализированной помощи к людям показывают положительную динамику. В 2019 году снижены, в частности, показатели смертности от инфаркта миокарда на 6,5 % по сравнению с 2018-м.

Научная деятельность. Создание инновационной модели медицинской науки и развитие экспортно ориентированных технологий позволяет повысить конкурентоспособность системы здравоохранения на мировом рынке услуг. В 2019 году в Беларуси внедрены 905 разработок. Экономический эффект от инновационной деятельности научных организаций системы Минздрава составил более 90 млн рублей. Однако следует помнить, что медицинская наука должна максимально соответствовать потребностям практического здравоохранения.

Медицинская аккредитация организаций здравоохранения. Работа по формированию этой системы началась в 2019 году. Уже подготовлен проект соответствующего Указа Президента, сейчас необходимо определить критерии аккредитации всех медучреждений. Подчеркну, именно Глава государства дал жесткое поручение, чтобы данная система заработала в нынешнем году.

Согласно проекту Указа, с 1 января 2023-го прекращается бюджетное финансирование медицинских организаций, не прошедших аккредитацию. Пока мы находимся в начале пути, но уже есть понимание, что без создания данной системы, а также системы контроля качества нельзя обеспечить равный доступ граждан к безопасной медпомощи независимо от места проживания.

Электронное здравоохранение. Значительный резерв для повышения доступности и комфортных условий получения медицинской помощи заключен в развитии цифровых технологий. Наиболее развита сегодня АИС «Электронный рецепт», которая внедрена в 592 организациях здравоохранения. К ней подключены все аптеки РУП «Белфармация» (1 864) и более половины коммерческих (1 228). Электронных рецептов в 2018-м выдано чуть менее 6,5 млн, в 2019-м — свыше 10 млн.

К Республиканской телемедицинской системе унифицированного медицинского консультирования в настоящее время подключены 255 организаций. В 2019 году в целом по стране проведено почти 30 тысяч консультаций. Необходимо продолжать эту работу.

В амбулаторно-поликлинических организациях реализуется пилотный проект «Заботливая поликлиника». На сегодняшний день достигнуты положительные результаты, в частности создана комфортная среда для пребывания пациентов, сократилось время ожидания в очередях, увеличилось время непосредственной работы врача с пациентом, улучшена маршрутизация. Но ради объективности стоит отметить, что пока в регионах нет единого подхода к организации «Заботливой поликлиники».

Обращения граждан. Сегодня пациенты благодаря широкому доступу к медицинской информации стали более образованными и требовательными. К сожалению, мы этого не учитываем. Как следствие, число обращений граждан по сравнению с прошлым годом выросло на 21 %. Наблюдается рост повторных обращений на 30 %. Одна из причин — некачественное или не в полном объеме рассмотрение на местах. Основными в структуре являются обращения граждан по поводу оказания медицинской помощи.

Экспорт медицинских услуг. За 11 месяцев 2019 года составил 44,6 млн долларов США. По-прежнему для иностранных граждан привлекательны наши медвузы. Из республиканских учреждений лидером по экспорту медуслуг является РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н. Н. Александрова, затем следуют РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии и РНПЦ «Кардиология». При этом подчеркну, что у нас есть резервы для наращивания экспорта медуслуг.

2020-й — время подготовки новой программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы. Перед отраслью поставлена задача формирования единой национальной пациентоориентированной системы здравоохранения, объединяющей весь медицинский потенциал страны и основанной на единых требованиях к доступности и качеству медицинской помощи, квалификации медицинских работников, на принципах солидарности и социального равенства.

medvestnik.by

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда