Мигрень – углекислым газом, а раны и отеки – вакуумом: как в диспансере спортивной медицины врачи применяют передовые разработки

Как спортивные врачи возвращают в строй атлетов после травм

Современный спорт прежде всего – это изнурительная гонка. Спортсмены находятся в состоянии постоянного вызова: они соревнуются с секундной стрелкой, друг с другом, с собственными рекордами. Однако ни механизмы, ни тем более люди не могут бесконечно работать на износ. Сравнение с механизмами более чем уместно, ведь тело любого спортсмена – это та же машина. Только устроена она куда сложнее, более склонна к поломкам и требует безукоризненного ухода. И здесь приходит на помощь спортивная медицина. Кто помогает гродненским атлетам завоевывать титулы и награды, раз за разом возвращая их в строй с помощью самых удивительных и иногда даже экспериментальных методов лечения? Эти люди не поднимаются на пьедестал, но от этого не меньше достойны золотых медалей.

Земная медицина с «космическими» разработками

Гродненщина славится спортсменами, которые успешно выступают на чемпионатах и соревнованиях как в Беларуси, так и за ее пределами. Медальные зачеты на прошлогодних II Европейских играх еще одно тому доказательство. Однако, это вряд ли было бы возможно без надежной поддержки профессионалов Гродненского областного диспансера спортивной медицины. Именно здесь спортсменам помогают быстрее выходить на пик формы, восстановиться после травм или тяжелых соревнований. С этой ролью диспансер справляется уже на протяжении семидесяти лет. В нынешнем году учреждение отметило свой юбилей.

Чем спортивная медицина отличается от медицины обычной? На этот вопрос подробно ответил главный врач областного диспансера спортивной медицины Игорь Конон, который уже более 30 лет работает в этой сфере:

Прежде всего эта медицина, близкая к экстремальным ситуациям, как и медицина военная или же медицина космическая. Немало врачей, которые работали на космос, разрабатывали тесты и для спортсменов, – отметил Игорь Конон. – Те методы, которые применяются в обычной медицине, где можно потерпеть неделю, вторую, третью, здесь неприемлемы. Здесь спортсмену нужно тренироваться и выступать как можно скорее. Поэтому в нашей отрасли применяются совершенно другие подходы. Мы используем и экспериментальные методики, которые активно применяются за рубежом.

Атлету никак не избежать травм, некоторые из которых могут поставить крест на его карьере. Здесь уже одной физиотерапией не обойтись.

Лечат холодом, углекислым газом и ... вакуумом

В диспансере есть все для того, чтобы в кратчайший срок вернуть спортсменов на арену. Аналоги этого медицинского оборудования есть еще только в столице. Больше – нигде в республике.

Прежде всего поражает криокамера. Аппарат, как будто сошедший со страниц научно-фантастического романа, спокойно стоит посреди кабинета. Ощущения внутри достаточно противоречивые: заядлый интерес смешивается с легкой клаустрофобией. Из связи с внешним миром – только маленькое квадратное окошко на уровне лица. Пока обхожу футуристический аппарат, заведующая отделением медицинской реабилитации Марина Шпехт рассказывает о принципе работы:

Спортсмен заходит внутрь, из одежды на нем должны быть лишь шерстяные носки, варежки и хлопчато-бумажное белье. На 2-3 минуты воздух с помощью жидкого азота охлаждается до – 130–140°С. За счет этого кровеносная система получает мощный импульс, возрастает скорость обменных процессов.

Есть и меньший аналог криокамеры – аппарат для местной холодовой терапии. Немного похож на громоздкий пылесос, однако из раструба временами бьет струя воздуха охлажденного до температуры, равной -38°С.

Впрочем, несмотря на весь антураж, криотерапией сейчас никого не удивить. А вот лечение и профилактика вакуумом – это, если и не ноу-хау, то весьма прогрессивная технология. Диспансер приобрел аппарат «Вакуспорт» в 2016 году. Тогда это был единственный подобный прибор в республике. Первым испытателем стал знаменитый молотобоец Иван Тихон. Двукратный чемпион мира и призер Олимпийских игр всегда с теплом отзывается о спортивных врачах:

Около 30 лет прошло с первого моего обращения в спортивный диспансер, и всегда меня встречали улыбающиеся, гостеприимные, добродушные люди, которые лечат, в первую очередь, словом. Наши отношения уже давно переросли в дружеские, поскольку мы единой командой покоряем олимпийские вершины.

«Вакуспорт» – это разработка немецких врачей из института космической медицины в Дрездене, реализованная в Германии. Хоть у нее и нет своей космической программы, но разработками регулярно пользуется НАСА.

Непосредственно в цилиндре на определенное количество секунд откачивается воздух, затем он снова возвращается в цилиндр. Основной лечебный эффект достигается с помощью баромассажа за счет чередования вакуума и нормального атмосферного давления, а дополнительный – за счет мягкого магнитного поля. – говорит Марина Шпехт. – В аппарате заложено 8 программ, которые могут задаваться автоматически и вручную. Используем его при дотренировочной подготовке, после соревнований, для реабилитации после спортивных травм: растяжении связок, переломов, ушибов, повреждении сухожилий, лечении ран и ссадин.

Еще один нестандартный метод – это карбокситерапия, то есть инъекционное лечение с помощью углекислого газа. Его вводят подкожно в те участки, которые требуют интенсивного кровоснабжения. Применяется при ушибах и повреждениях связок, при артрозах суставов. Углекислый газ расширяет сосуды, улучшает кровоток, а вместе с ним – и питание поврежденного участка. Это позволяет как можно быстрее вылечить локальную травму или даже убрать мышечные спазмы в шее, пояснице и межпозвоночной области. Карбокситерапия способна помочь и при мигрени – заболевании, перед которым обычные средства нередко пасуют.

Иногда, для того, чтобы что-то вылечить, необходимо не восстанавливать, а разрушать. По такому парадоксальному принципу работает ударно-волновая терапия.

С ее помощью мы лечим растяжение связок. Или, говоря медицинским языком, – энтезопатии, – объясняет Марина. – В разных видах спорта есть свои специфические травмы и повреждения связок: «локоть теннисиста», «колено прыгуна» и т.п. Это те места, на которые приходится наибольшая нагрузка.

Принцип лечения ударно-волновой терапии достаточно сложен, но эффективен. С помощью акустической волны инфразвукового диапазона в тканях делаются микротравмы – меньше миллиметра. Благодаря этому вырабатываются различные гормоны и медиаторы, а также образуются новые сосуды. Итог практически такой же, как и в других видах лечения: улучшение питания тканей и скорейшее восстановление.

Про такие методы, как магнитная терапия, светолечение, лечебная физкультура, и говорить не стоит. Ими областной диспансер спортивной медицины оборудован по последнему слову техники.

Держат руку на пульсе у спортсменов области

Областной диспансер спортивной медицины работает не только с отдельными спортсменами, но и с целыми командами. Футбол, хоккей, баскетбол, гандбол, волейбол и т.д., причем начиная от детско-юношеского спорта и заканчивая взрослыми составами. Сегодня, к примеру, – «Городничанка», через несколько дней – «Легион», на следующей неделе – хоккейный «Неман»... Главный врач спокойно перечисляет те клубы, которые должны были перед началом тренировок пройти плановый медицинский осмотр. Оказывается, это еще одна из обязанностей диспансера:

Мы занимаемся не только реабилитацией, – продолжает Игорь Конон. – Два раза в год все спортсмены, начиная от детско-спортивных школ и заканчивая титулованными, проходят углубленный медицинский осмотр. Мы оцениваем функциональное состояние спортсмена, даем ему рекомендации по питанию и нагрузкам. Без нашего медосмотра команда не может приступить к тренировкам. Вот это наши первостепенные задачи. Кроме того, мы работаем не только со спортсменами, но и с населением на платной основе, ведь у нас очень широкий спектр услуг здравоохранения.

Известная поговорка: «где тонко, там и рвется». Чтобы слабые места не перерастали в травмы, существует обширный список тестов всех систем органов. Для этого в диспансере работают не только врачи-терапевты, но и специалисты узкого профиля. Каждый спортсмен проходит пробу с физической нагрузкой с частотой пульса 170 ударов в минуту.

Еще один способ оценить физическое состояние спортсмена – это разложить по полочкам состав его организма: сколько в человеке воды, жировой, мышечной, костной тканей. Инновационным методом считается программа фитнес-тестирования. Таких в республике только две, и одна из них – в Гродно. Учитывая все показатели, составляются планы подготовки на сезон, чтобы выйти на пик формы с минимальным риском травмы. А если смотреть на эти показатели в динамике, то сразу видно, кто из спортсменов тщательно соблюдал все рекомендации, кто с нагрузками не справлялся, а кто установки врача и тренера пропустил мимо ушей.

Врачи работают со спортсменами не только в диспансере, но и на тренировках, чтобы определить, к примеру, уровень молочной кислоты прямо во время тренировочного процесса.

Техника без людей – бесполезна

Купленное за немалые деньги оборудование будет грудой электроники, если возле него не будет стоять профессионал. Это касается и спортивной медицины. Правда, кроме профессионализма есть еще одна черта, которая должна быть у каждого спортивного врача.

Если врач не любит спорт, то ему будет сложно в этой профессии, – рассуждает Игорь Конон. – Спортивный медик должен его обожать и быть фанатом своего дела. Сюда чаще всего приходят как раз те, кто по тем или иным причинам ушел из спорта и захотел посвятить себя помощи тем, кто сегодня на арене.

Практически каждый врач в диспансере имеет за плечами спортивное прошлое, нередко даже и профессиональное: от волейбола и баскетбола до дзюдо. Здесь врач и пациент преследуют исключительно одну цель. Как пара гребцов-байдарочников, они стремятся одному. Этот командный дух отметил и экс-молотобоец Вадим Девятовский, чемпион мира и призер Олимпийских игр, ныне председатель Белорусской федерации легкой атлетики.

Первое знакомство со спортивной медициной у меня произошло как раз в Гродно, в областном диспансере спортивной медицины, когда я был еще совсем молодым атлетом. Меня уже тогда впечатлил профессиональный подход всего коллектива диспансера. Тогда с молодым спортивным врачом Игорем Кононом я и впрямь почувствовал себя в одной команде. Я всегда чувствовал неподдельную заботу и бережное отношение к здоровью спортсмена.

Нередко карьера спортсмена обрывается после злополучной травмы еще до 30 лет. Кто-то уходит из спорта сам, почувствовав, что больше не может конкурировать с молодежью и не желает оставаться исключительно для галочки. Такова спортивная жизнь: постоянный вызов, проверка на прочность и силу воли. Почти как на фронте. Но важно знать, что спортивные врачи всегда помогут подняться и покорить, не поддававшуюся до этого, вершину. Они тоже достойны победного пьедестала.

Виктор МОХАНЬ

Фото: Михаил ИСАЧЕНКО

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда