«Уже не ФАП, а целая амбулатория на колесах»

В начале этого года в Щучинском районе Гродненской области начал свою работу передвижной медицинский комплекс. Прошло полгода, и уже можно делать первые выводы. О том, как устроен ФАП на колесах, во сколько обходится его содержание и работа, а также обо всех плюсах и минусах спецавтомобиля «Медицинский вестник» узнал у руководителя Щучинской ЦРБ Ивана Загоровского.

По словам главврача, один мобильный ФАП в отдаленных населенных пунктах может заменить несколько стационарных фельдшерско-акушерских пунктов.

В Щучинском районе расположены 434 населенных пункта, из них 130 — с населением менее 30 человек. Молодые специалисты в маленьких деревушках не задерживаются, в лучшем случае отрабатывают два года и уезжают.

В 2018 году здесь сложилась ситуация кадрового голода: на 7 ФАПах из 19 не было постоянных сотрудников. При этом расходы на их содержание — зарплату санитарок, электроэнергию и отопление — в год составляли 107 тысяч рублей.

— Я знал, что по Беларуси уже ездят мобильные ФАПы, — рассказывает Иван Загоровский. — Выяснил, что автомобиль нужной комплектации обойдется нам в 208 тысяч рублей. Следовательно, окупится за 2,5 года. Работа передвижного комплекса — 39 964 рубля в год. Здесь мы посчитали затраты на топливо, амортизацию, стоимость расходных материалов и лекарственных средств, которые тратятся на приеме, зарплату постоянным сотрудникам и отчисления в фонд соцзащиты. По техобслуживанию автомобиль затрат не потребует — он на гарантии. Решили — берем.

Передвижные комплексы изготавливает в Борисове ООО «РУСАВТОПРОМ» на основе автобуса ПАЗ-4234. Иван Загоровский говорит, что, выбирая «начинку» для Щучинского ФАПа на колесах, он в первую очередь думал о комфорте персонала, который будет здесь работать. Автомобиль оснастили системами отопления и кондиционирования. В холодное время года поддерживается комфортная температура даже при долгой стоянке с отключенным двигателем. Летом в жару можно использовать напольный кондиционер.

Передвижной ФАП заезжает в небольшие населенные пункты раз в 2–4 недели. Для плановой помощи — диспансеризации, выписки рецептов, сдачи анализов — этого более чем достаточно, уверен главврач.

Основное население деревушек — люди пожилого возраста. Для них ФАП на колесах стал даже более удобным вариантом, чем стационарный пункт. Если раньше для сдачи анализов людям приходилось ездить в ближайшую амбулаторию, то теперь они могут сдать их прямо здесь. Помощник врача делает забор крови не только на общий анализ и биохимию, но и на ПСА, онкомаркеры… Для хранения и транспортировки анализов в лабораторию в процедурной комнате установлены три холодильника объемом по 50 литров.

Здесь же размещены гинекологическое кресло и кушетка, где пациентам проводят осмотры и делают ЭКГ.

— Наш ФАП на колесах уже больше похож на амбулаторию на колесах, — говорит Иван Загоровский.

Скоро передвижной комплекс станет еще и «аптекой на колесах». Сейчас жители отдаленных местечек вынуждены отправляться за лекарствами в ближайшие районные центры.

Главврач Щучинской ЦРБ стал инициатором торговли базовыми лекарственными препаратами в подобных передвижных комплексах. Это предложение уже рассмотрели в Совете Министров, и в ближайшее время должен появиться указ, разрешающий выездную торговлю медпрепаратами. В мобильном Щучинском ФАПе уже отведено место для бокса с лекарствами, которые вскоре можно будет купить сразу на приеме.

На рабочем месте врача в смотровом кабинете установлен компьютер с принтером и доступом в интернет через 3G-модем. Он подключен к общей базе данных района. Врач заполняет электронные карты, выдает электронные рецепты. Для осмотра пациентов у него есть полный набор оборудования из арсенала врачей общей практики — кардиограф, отоскоп, офтальмоскоп, тонометр...

За передвижным ФАПом в целях большей сохранности оборудования закреплены два постоянных сотрудника — водитель и помощник врача. А вот сам врач постоянно меняется в зависимости от того, в район какой амбулатории сегодня едет ФАП. Такое распределение по дням оказалось правильным решением и с экономической, и с практической точки зрения. Каждый врач едет по своему району, он хорошо знает пациентов и их проблемы, поэтому и помощь оказывает более качественно.

Расписание передвижного комплекса местные жители узнают из районной газеты. Обычно машина останавливается в начале и в конце населенного пункта. Лежачих больных и тех, кто передвигается с трудом, сотрудники мобильного ФАПа посещают на дому.

Водитель Валериан Клышевич рассказывает о технических параметрах автомобиля:

— Расход 19 литров на 100 км пробега. Установлены 6 аккумуляторов, от которых работает вся электроника. На ночь ставлю аккумуляторы на зарядку. Их хватает на 8–12 часов, даже зимой, когда работает система обогрева.Передвижной комплекс используют на предприятиях и в школах для прохождения профосмотров.

— Это удобно и быстро, — поясняет главврач. — Если для хирурга и невролога в школе еще можно выделить кабинет, то для гинеколога уже не получится. А еще нас благодарят за скорость. Например, недавно на Щучинских электросетях весь штат сотрудников прошел диспансеризацию за 2 дня.

С первой поездки мобильного ФАПа прошло 6 месяцев. Можно подводить первые итоги. Расходы на техническое обслуживание автомобиля, топливо и зарплату постоянным сотрудникам составили 14 250 рублей. Иван Загоровский делится планами на будущее:

— Мы сейчас думаем о приобретении еще одного такого комплекса. Тогда получится полностью закрыть потребности всего района в доступной и квалифицированной медпомощи.

За последние полгода передвижной ФАП принял более 3 500 пациентов. Его сотрудники сделали 2 400 ЭКГ, взяли около трех тысяч анализов, провели 774 обследования на цитологию.

medvestnik.by

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь ГродненщиныМедицинский вестникГродненская правдаГродзенскі Зялёны парталГорода беларуси, дружественные детям