О побежденных инфекциях, времени «Ч» для санэпидслужбы и защите от вирусов

Кто в семнадцать лет имеет четкое представление о профессии санитарного врача? Другое дело доктор в больнице или фармацевт в аптеке. Вот и золотая медалистка первой ошмянской школы, по уши влюбленная в химию, подала документы в Ленинград на фармацевтический факультет химико-фармацевтического института. Три высшие отметки и одна четверка на вступительных экзаменах – казалось бы, заветное студенчество достигнуто. Но для зачисления не хватило полбалла. Встретив грустную дочку на вокзале в Вильнюсе, папа с ходу успокоил: жизнь не кончается, все еще впереди. Возможно, это ободряющее напутствие и сыграло свою роль позже, когда Татьяна, прислушавшись к родительским советам, подала документы на санитарно-гигиенический факультет Минского медицинского института.

Сама я о будущей профессии имела смутное представление, но папа так убедительно ее описывал! – вспоминает Татьяна Якусевич, ныне заведующая отделом эпидемиологии Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. – Он работал инженером на заводе радиотехники и по долгу службы имел дело с сотрудниками санслужбы. Считал их дело очень нужным и значимым даже на техническом производстве. А тем более на пищевых предприятиях и в сфере общепита.

Однако получив пятерку по физике и став студенткой выбранного семьей факультета, Татьяна с первых курсов больше интересовалась эпидемиологией и инфекционными болезнями. Занятия в кружке у профессора Игоря Александровича Карпова были просто праздником жизни. Подопытные мышки, на которых приходилось «испытывать» лечение грозивших людям болезней, трогали сердце юной студентки. Но чего не приходится сделать во имя науки и здоровья человечества! Кстати, со своим преподавателем, который сейчас главный инфекционист Минздрава, бывшая студентка до сих пор поддерживает связи и не стесняется спросить совета.

Барьеры от начала и до заката

На практике же со своей будущей работой лицом к лицу Татьяне довелось встретиться, будучи третьекурсницей. Дело было на Ставрополье, куда она поехала в составе стройотряда студентов-нархозовцев в качестве врача. Теория пригодилась, когда в соседнем стройотряде вспыхнула дизентерия.

В памяти до сих пор огромное помещение спортзала, ряды кроватей, на страдающих ребят больно смотреть. Измеряю температуру, раздаю лекарства, беру мазки для лабораторных исследований, – вспоминает моя собеседница. – Дизентерия – тяжелейшее инфекционное заболевание, к счастью, сегодня практически исключена. В нашей области не было ни одного случая лет пятнадцать. Большую роль сыграло то, что промышленность перешла на выпуск фасованной молочной продукции. Когда молоко и сметану разливали из бидонов, то и риск кишечных инфекций был при разливе. Надо отдать должное санитарной службе: ее предложения услышали на производстве, контроль за качеством продукции ведется постоянно, да и над повышением санитарной культуры населения работаем.

Татьяна Владимировна вспоминает, как на заре ее профессиональной деятельности давали о себе знать многие инфекции, которые ныне практически не встречаются. Пылала краснуха, счет случаев кори за год шел на тысячи. Часто случались вспышки гепатита А. Сегодня та же «желтуха», если и дает знать, то это единичные, как правило, завозные случаи.

Дифтерия, столбняк, корь, эпидемический паротит также в числе болезней, которые считаются у нас практически побежденными. Но при этом знать их в лицо и проводить профилактику на упреждение санитарная служба считает одной из своих первостепенных задач.

Когда в область в прошлом году завезли корь, эпидемиологи среагировали моментально, – рассказывает Татьяна Якусевич. – Выявляли контактных, организовали медицинское наблюдение, лабораторное обследование, дополнительную вакцинацию. Источник инфекции, факторы передачи, восприимчивый коллектив – три основных звена классического эпидпроцесса, на каждый из которых нужно воздействовать. Можно сказать, что на кори мы это воздействие отработали, и этот своего рода опыт пришелся кстати, когда на горизонте замаячил коронавирус.

Следствие ведут… эпидемиологи

Начиная с первого случая ковида в середине марта, санэпидслужба области работает в особом режиме. Образно говоря, все случаи коварной инфекции проходят через руки ее сотрудников. По каждому инфицированному надо по максимуму отследить его контакты, чтобы вовремя принять меры и не дать вирусу, способность к распространению у которого очень высока, двигаться дальше. Кропотливая и непростая задача – ненавязчиво заставить инфицированного человека вспомнить все за две недели: где был, с кем здоровался за руку, с кем общался.

Первые три сотни заболевших ковид знала буквально пофамильно, – признается Татьяна Владимировна. – Не только сведения о проявлениях болезни, но в какой-то степени даже обстоятельства заражения. Истинное лицо вируса еще не все осознавали, не каждый пациент с ходу шел на контакт, у некоторых нужную информацию приходилось вытягивать буквально по крупицам.

Заведующей эпидотделом областного ЦГЭ пришлось стать в эпицентре большой и сложной работы по организации санитарно-противоэпидемических мероприятий против новой инфекции. Она и ее коллеги работали фактически круглые сутки, без выходных и перерывов. Шел огромный поток информации, которую нужно было учесть, и выстроить четкую систему предупреждения распространения инфекции.

Она консультировала коллег из районов, контактировала с лечащими врачами, держала под контролем вопросы предупреждения завоза инфекции на границе, защиты медицинского персонала, организации работы лечебных учреждений в условиях перепрофилирования для лечения ковидных пациентов.

Мы хорошо знали общие подходы на случай особо опасных инфекций, теорию успешно использовали на практике, – оценивает Татьяна Владимировна работу своей службы. – Отработаны все, даже малейшие нюансы. Могу с уверенностью сказать, что готовы к любым вызовам. В нашей стране поступили очень мудро, сохранив санэпидслужбу и создав систему современной диагностики инфекций. Было время, когда результата посевов бакматериала приходилось дожидаться неделями и в постановке диагноза и лечении действовать вслепую. Сейчас в ПЦР-лабораториях распознают возбудителя на генетическом уровне и быстро выдадут результат. Соответственно, оперативно принимаются лечебные и профилактические меры.

Кстати, первыми в области диагностику ковида стали проводить именно в лаборатории областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, используя современное оборудование и профессионализм специалистов.

При затишье нужна бдительность

В медицине существует очень важный постулат: болезнь легче предупредить, чем лечить. Это то, чем занимается Татьяна Якусевич и ее коллеги. Весной, пережив зимние риски для здоровья, ни у кого из нас и в мыслях не возникает будущий сезон простуд. А эпидемиологи уже на чеку.

Заглядывая вперед, планируют противогриппозную вакцинацию. Уже в апреле надо определить, какая вакцина и в каком количестве будет нужна, получить требуемое и, что тоже немаловажно, организовать ход самой прививочной кампании. Вроде бы всем известно, что прививка – первейшая защита от гриппа, и все равно каждый год приходится напоминать, советовать, убеждать.

Журналисты самую точную и свежую информацию по вопросам вакцинации населения в области могут получить у заведующей отделом эпидемиологии Татьяны Якусевич. Она держит ее на контроле и с ходу, не заглядывая в сводки на бумаге, может выдать не только количество привитых, но и динамику заболеваемости в разрезе городов и районов. Это называется мониторингом ситуации, которая важна в борьбе с любым инфекционным заболеванием.

Исходя из многолетнего опыта работы, как врач-эпидемиолог Татьяна Владимировна советует всем ставить собственную защиту от бактерий и вирусов. От гриппа убережет вакцинация. А пока мир разрабатывает такую же меру от ковида, упредить эту инфекцию элементарными правилами безопасности: мыть руки, по возможности продолжать носить маски, без надобности не бывать в многолюдных местах. И очень важно, не только от инфекций, а от хворей вообще, вести здоровый образ жизни, уметь радоваться каждому дню и окружающему миру. Это золотое правило самой Татьяны Якусевич. В этом году как только вирус ослабил хватку и сотрудники санэпидслужбы смогли поочередно позволить себе небольшую передышку, она, как обычно это делала летом, махнула на Мядельщину, мамину родину. Привал на голубых озерах, прогулки по веломаршрутам – романтика, которая прибавит сил для непростой и кропотливой работы. Впрочем, как утверждает наша собеседница, дело, которое по душе, никогда трудным для себя не назовешь.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Елена ГУЗЕНЬ

Фото: Михаила ИСАЧЕНКО

Фото:Михаила ИСАЧЕНКО

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда