«Уже не ФАП, а целая амбулатория на колесах»

В начале этого года в Щучинском районе Гродненской области начал свою работу передвижной медицинский комплекс. Прошло полгода, и уже можно делать первые выводы. О том, как устроен ФАП на колесах, во сколько обходится его содержание и работа, а также обо всех плюсах и минусах спецавтомобиля «Медицинский вестник» узнал у руководителя Щучинской ЦРБ Ивана Загоровского.

По словам главврача, один мобильный ФАП в отдаленных населенных пунктах может заменить несколько стационарных фельдшерско-акушерских пунктов.

В Щучинском районе расположены 434 населенных пункта, из них 130 — с населением менее 30 человек. Молодые специалисты в маленьких деревушках не задерживаются, в лучшем случае отрабатывают два года и уезжают.

В 2018 году здесь сложилась ситуация кадрового голода: на 7 ФАПах из 19 не было постоянных сотрудников. При этом расходы на их содержание — зарплату санитарок, электроэнергию и отопление — в год составляли 107 тысяч рублей.

— Я знал, что по Беларуси уже ездят мобильные ФАПы, — рассказывает Иван Загоровский. — Выяснил, что автомобиль нужной комплектации обойдется нам в 208 тысяч рублей. Следовательно, окупится за 2,5 года. Работа передвижного комплекса — 39 964 рубля в год. Здесь мы посчитали затраты на топливо, амортизацию, стоимость расходных материалов и лекарственных средств, которые тратятся на приеме, зарплату постоянным сотрудникам и отчисления в фонд соцзащиты. По техобслуживанию автомобиль затрат не потребует — он на гарантии. Решили — берем.

Передвижные комплексы изготавливает в Борисове ООО «РУСАВТОПРОМ» на основе автобуса ПАЗ-4234. Иван Загоровский говорит, что, выбирая «начинку» для Щучинского ФАПа на колесах, он в первую очередь думал о комфорте персонала, который будет здесь работать. Автомобиль оснастили системами отопления и кондиционирования. В холодное время года поддерживается комфортная температура даже при долгой стоянке с отключенным двигателем. Летом в жару можно использовать напольный кондиционер.

Передвижной ФАП заезжает в небольшие населенные пункты раз в 2–4 недели. Для плановой помощи — диспансеризации, выписки рецептов, сдачи анализов — этого более чем достаточно, уверен главврач.

Основное население деревушек — люди пожилого возраста. Для них ФАП на колесах стал даже более удобным вариантом, чем стационарный пункт. Если раньше для сдачи анализов людям приходилось ездить в ближайшую амбулаторию, то теперь они могут сдать их прямо здесь. Помощник врача делает забор крови не только на общий анализ и биохимию, но и на ПСА, онкомаркеры… Для хранения и транспортировки анализов в лабораторию в процедурной комнате установлены три холодильника объемом по 50 литров.

Здесь же размещены гинекологическое кресло и кушетка, где пациентам проводят осмотры и делают ЭКГ.

— Наш ФАП на колесах уже больше похож на амбулаторию на колесах, — говорит Иван Загоровский.

Скоро передвижной комплекс станет еще и «аптекой на колесах». Сейчас жители отдаленных местечек вынуждены отправляться за лекарствами в ближайшие районные центры.

Главврач Щучинской ЦРБ стал инициатором торговли базовыми лекарственными препаратами в подобных передвижных комплексах. Это предложение уже рассмотрели в Совете Министров, и в ближайшее время должен появиться указ, разрешающий выездную торговлю медпрепаратами. В мобильном Щучинском ФАПе уже отведено место для бокса с лекарствами, которые вскоре можно будет купить сразу на приеме.

На рабочем месте врача в смотровом кабинете установлен компьютер с принтером и доступом в интернет через 3G-модем. Он подключен к общей базе данных района. Врач заполняет электронные карты, выдает электронные рецепты. Для осмотра пациентов у него есть полный набор оборудования из арсенала врачей общей практики — кардиограф, отоскоп, офтальмоскоп, тонометр...

За передвижным ФАПом в целях большей сохранности оборудования закреплены два постоянных сотрудника — водитель и помощник врача. А вот сам врач постоянно меняется в зависимости от того, в район какой амбулатории сегодня едет ФАП. Такое распределение по дням оказалось правильным решением и с экономической, и с практической точки зрения. Каждый врач едет по своему району, он хорошо знает пациентов и их проблемы, поэтому и помощь оказывает более качественно.

Расписание передвижного комплекса местные жители узнают из районной газеты. Обычно машина останавливается в начале и в конце населенного пункта. Лежачих больных и тех, кто передвигается с трудом, сотрудники мобильного ФАПа посещают на дому.

Водитель Валериан Клышевич рассказывает о технических параметрах автомобиля:

— Расход 19 литров на 100 км пробега. Установлены 6 аккумуляторов, от которых работает вся электроника. На ночь ставлю аккумуляторы на зарядку. Их хватает на 8–12 часов, даже зимой, когда работает система обогрева.Передвижной комплекс используют на предприятиях и в школах для прохождения профосмотров.

— Это удобно и быстро, — поясняет главврач. — Если для хирурга и невролога в школе еще можно выделить кабинет, то для гинеколога уже не получится. А еще нас благодарят за скорость. Например, недавно на Щучинских электросетях весь штат сотрудников прошел диспансеризацию за 2 дня.

С первой поездки мобильного ФАПа прошло 6 месяцев. Можно подводить первые итоги. Расходы на техническое обслуживание автомобиля, топливо и зарплату постоянным сотрудникам составили 14 250 рублей. Иван Загоровский делится планами на будущее:

— Мы сейчас думаем о приобретении еще одного такого комплекса. Тогда получится полностью закрыть потребности всего района в доступной и квалифицированной медпомощи.

За последние полгода передвижной ФАП принял более 3 500 пациентов. Его сотрудники сделали 2 400 ЭКГ, взяли около трех тысяч анализов, провели 774 обследования на цитологию.

medvestnik.by

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда