Важно как можно раньше выявить нарушения слуха, чтобы помочь ребенку слышать и научить его правильно говорить

Заглянуть в улитку

Потеря слуха не связана с умственными способностями. Однако если на ранней стадии ее не увидеть и оставить без компенсации, то это может значительно повлиять на последующее развитие ребенка, – отмечает врач-сурдолог слухопротезного кабинета Гродненской университетской клиники Татьяна Кучинская. – Чтобы помочь детям с проблемами слуха, в нашей области создана четкая система диагностики и последующей помощи.

Самая ранняя проверка слуха – аудиологический скрининг новорожденных. Первым его начал областной перинатальный центр, а сегодня проводят повсеместно. В роддоме детей, как правило, диагностируют на 3-4 сутки после появления на свет, недоношенных – перед выпиской из стационара. Особенно важно исследование слуха у родившихся раньше положенного срока и малышей с соматическими заболеваниями, так как у них достаточно высок риск возникновения нарушений и слуховой нейропатии. Татьяна Кучинская подчеркивает, что аудиологический скрининг очень важен: наиболее эффективно нарушения слуха поддаются коррекции в первые полгода жизни.

Сама процедура обследования абсолютно безвредна для младенца, неинвазивна, безболезненна и не имеет никаких противопоказаний. На вооружении же врача –электроакустический зонд с миниатюрным телефоном и высокочувствительный микрофоном, который герметично вводится в наружный слуховой проход. Зонд подсоединен к прибору для регистрации звука, который генерирует волосковые клетки улитки – рецепторы слуховой системы. Если прибор не выявил колебаний волосковых клеток, то это означает возможное нарушение слуха. Ребенок с таким результатом должен быть в течение трех месяцев направлен педиатром к детскому сурдологу в специализированный кабинет Гродненской университетской клиники для уточнения диагноза.

Мама видит, как малыш слышит

Снижение слуха у ребенка может быть выявлено не только сразу после рождения. Случается, что такую патологию могут заметить сами родители, внимательно оценив слухо-речевое развитие своего чада. Скажем, в норме в возрасте двух-трех недель малыш вздрагивает на громкие звуки, замирает при звуке голоса. В 2-4 месяца обычно начинает гулить, а в четыре месяца поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса. Как правило, в полугодовалом возрасте гуление переходит в лепет, произносятся первые слоги ба, ма, па. Существует своего рода опросник, который подскажет родителям, на что обратить внимание. Он учитывает, что развитие каждого малыша индивидуально. Однако существуют определенные моменты, которые дают возможность заподозрить снижение слуха или нарушение слухового восприятия. Подсказку в таком тестировании мамам и папам может дать участковый педиатр, а в случае сомнений или нарушений порекомендует обратиться к врачу-оториноларингологу в поликлинике по месту жительства.

На прием к сурдологу

Если у ребенка все же выявлено нарушения слуха, главное для родителей – не паниковать. В современном мире немало возможностей компенсировать этот недостаток. Современная медицина позволяет применить различные методы протезирования, которые способствуют возвращению слуха, а значит, предотвращают задержку речевого и умственного развития ребенка.

Какие именно методы можно использовать, подскажут в слухопротезном кабинете Гродненской университетской клиники. Нужно только взять направление у лор-врача по месту жительства и записаться на прием к сурдологу слухопротезного кабинета по телефону 43-36-28. Дети и взрослые (имеющие группу инвалидности) могут бесплатно получить здесь цифровой слуховой аппарат. Он подбирается с учетом степени потери слуха. Очень важно, чтобы индивидуальный подбор и настройку сделал специалист. Только тогда слуховой аппарат будет надежным помощником в огромном мире звуков.

Микроэлектроника в помощь

Мнение, что слуховые аппараты вредны, что при их применении слух становится еще хуже, сегодня не имеет никаких оснований. Качество первых слуховых аппаратов действительно оставляло желать лучшего, но это уже далекое прошлое. Современные слуховые аппараты – это сложнейшие микроэлектронные приборы высочайшего качества, которые успешно компенсируют практически любую потерю слуха. Правильно подобранный аппарат способствует развитию остатков слуха, тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга.

При двустороннем нарушении слуха лучше использовать два слуховых аппарата. Это дает возможность лучше различать окружающие звуки и, что особенно важно, человеческую речь, – советует Татьяна Кучинская. – Практически все, нуждающиеся в слухопротезировании, имеют двустороннее снижение слуха. Полноценная коррекция может быть достигнута только при помощи двух слуховых аппаратов, то есть при бинауральном протезировании. Оно позволяет значительно улучшить разборчивость речи, точно определить, где находится источник звука и избежать эффекта «слуховой депривации», когда теряется способность понимать речь из-за длительного отсутствия поступающих звуковых сигналов. Такое протезирование является более близким к естественной физиологии человека – только совместная работа обоих полушарий мозга обеспечивает надлежащее понимание речи и ее эмоциональной окраски в любой звуковой обстановке.

Специалист подчеркивает: слуховой аппарат должен стать постоянным спутником человека, нуждающегося в нем. Рекомендуется надевать его сразу проснувшись утром, носить в течение всего дня и снимать только вечером, ложась спать. Только тогда он превратится в верного помощника. Если носить аппарат от случая к случаю, то человек никогда не научится в полной мере использовать все его преимущества.

Если ребенок отказывается носить аппарат, значит чем-то ему мешает. Возможно он плохо настроен и ребенка раздражают слишком громкие и резкие звуки. Или неудачно изготовлен ушной вкладыш. Необходимо как можно быстрее определить и устранить эту причину, для чего также обратиться к специалисту.

При некоторых заболеваниях детям и взрослым, а они тоже являются пациентами нашего кабинета, к сожалению, нельзя пользоваться слуховыми аппаратами. Например, при некоторых психоневрологических заболеваниях, заболеваниях органов слуха, сопровождающихся головокружением или нарушением равновесия, воспалительных процессах в ухе в момент обострения. Наличие противопоказаний должен определить врач и предложить другие пути решения проблемы, – отмечает Татьяна Кучинская.

Анна ЛЕНСКАЯ

Фото:из открытых интернет-источников

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда