Компьютерная зависимость или привычка играть

Развитие компьютерных технологий принесли большую пользу для человечества, но вместе с этим и новую трудность — компьютерную зави-симость или привычку играть. Даже у самых маленьких детей сегодня уже есть собственные планшеты, смартфоны, приставки и ноутбуки. Но боль-шая часть общества не понимает всю серьезность вреда, наносимого этими гаджетами. Вот некоторые из них: раздражительность, плаксивость, некон-тролируемое времяпровождение, ограниченное число интересов, непра-вильное питание, пренебрежение сном и др.

Если вы просто играете пару часов в день или больше, но у вас все хорошо в остальной жизни — проблемы нет. Вы все так же встречаетесь с друзьями, занимаетесь работой и другими хобби, а игры — только одно из ваших увлечений, но не единственное, которое замещает вам все на све-те. Закройте эту статью и почитайте что-нибудь другое.

Но если вы испытываете тревогу, а по приходу домой первым делом бежите за компьютер и в любой неясной ситуации открываете любимую игру, то вы явно игроман.

Каковы же причины игровой зависимости? Любое действие человека, которое нравится мозгу, поощряется выработкой эндорфинов (гормона радости). Таким образом, мозг сообщает, что это действие нужно повто-рять снова и снова.

Мозг поощряет также достижение целей. Например, получение нобе-левской премии, хорошей работы, создание семьи. Этим эффектом поль-зуются разработчики игр. Мозгу не важно, получили ли вы какую-то вы-сокую награду в реальной жизни или достигли результата в виртуальном мире. Он приравнивает эти достижения, вырабатывая гормон радости и в том, и в другом случае.

Яркая картинка, вовлекающий сюжет или стремительные баталии — все это здорово отвлекает и помогает забыть о семейных неурядицах, про-блемах на работе и других трудностях. За игрой все это становится неваж-ным, а решение можно отложить. Чем дольше играешь — тем меньше бес-покоишься о том, что происходит по ту сторону экрана. И для некоторых людей такая быстрая, да еще и приятная «таблетка» становится настолько соблазнительной, что вовремя отказаться от нее не получается.

Человек стремится быть счастливым и старается быть в этом состоя-нии как можно дольше. Но достичь результата в виртуальном мире куда проще, чем в реальном. Поэтому он тратит свое время на игры, которые помогают ему достичь этой цели и быть счастливым. Этим и опасна ком-пьютерная зависимость, она развивается практически у любого человека.

Самостоятельно контролировать все уловки создателей игр и ловуш-ки собственного мозга реально. Достаточно просто вовремя переключать деятельность с игр на что-то другое.

Для этого нужно вспомнить, что приносило удовольствие раньше и чем бы человек занялся, если бы компьютерных игр не было вовсе. Спорт, встречи с друзьями, прогулки в парке, рыбалка, охота, вышивание крести-ком, кулинария — подойдут любые варианты. Желательно, чтобы они бы-ли простые, доступные и понятные «встал и сделал».

Наш мозг — эволюционно очень ленив. Из всех возможных сценари-ев он охотнее выбирает тот, что проще, чтобы выстроить максимально прямые и короткие нейронные цепочки. Включил игру —уровень тревоги снижен. Не нужно выполнять никаких дополнительных условий, достаточ-но просто нажать на кнопку. Простая привычка развивается гораздо быстрее и прочнее. Чтобы ее поменять, придется выстраивать новые нейронные связи, которые будут закрывать те же потребности.

Сразу отказываться от игр на 100% и пытаться убедить свой мозг, что приседания гораздо лучше, чем стрелять боссов — заведомо проваль-но. Привычки вырабатывают из простых, понятных и коротких шагов. А сложные нейронные связи, где нужно еще и встать с дивана, напрячь мышцы и попотеть, выстраиваются долго и неохотно. Психика будет по-стоянно подбрасывать контраргументы, почему приседать — плохо, а иг-рать — хорошо.

Начать нужно с мелких отвлечений за счет игрового времени. Можно ставить будильник и делать буквально парочку упражнений зарядки — для начала достаточно присесть раз 10. Не стоит сразу пытаться прочесть книгу от корки до корки — хватит просто положить ее в кровать и хотя бы держать в руках перед сном. А другу для начала можно просто позвонить, а не встретиться.

Чем больше будет мелких и регулярных заместителей игры, тем лучше. То пять минут полистали книгу, то чуть-чуть порастягивались, то ненадолго выглянули в окно поглазеть на птичек. Ваша задача — посте-пенно показать мозгу, что удовольствие можно получить другими спосо-бами и научить его получать положительные эмоции из других источни-ков. Поначалу никакого кайфа от этого не будет, но постепенно с осознан-ным и систематическим повторением это сработает. Важно окружить себя приятными событиями и моментами, которые докажут, что реальный мир тоже классный.

психолог УЗ «Зельвенская ЦРБ» Ляцкий Анатолий Иванович

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда