Психологический портрет современного подростка

Начнем с коротенькой притчи. Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему вовремя не доложили, что сын вырос уже?» Пока еще не совсем поздно, а ребенок рядом с нами как физически, так и морально, нужно успеть понять и разобраться, какие именно проблемы и изменения возникают в процессе переходного возраста и как правильно реагировать на них.

Главным психологически-личностным аспектом подросткового возраста является стремление получить статус и возможности взрослого, при этом избегая во всем взрослой ответственности за свои действия и принятые решения. А далее по релевантности:

1. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное взаимодействие со сверстниками.

2. Изменение мышления с конкретного на логическое, в связи с чем возрастает рост критичности.

3. Нарастает уровень общей тревожности, что с виду может даже утаиваться ребенком, а так же уровень озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

4. Наступает время первой сильной влюбленности в процентном соотношении девушки – 60%, юноши – 75%.

5. Увеличивается конфликтность в разных сферах жизни.

6. Происходит постепенное моральное отдаление подростка от родителей и семьи с предпочтением группы сверстников.

Родители так же имеют несколько направлений проблемных психологических вопросов, связанных с наступление пубертатного периода у ребенка. Самый первый и основной из них – психологическое отрицание наступление подросткового возраста у ребенка. Отсюда так же по релевантности мы имеем следующие встречные вопросы:

1. Нежелание прислушиваться к мнению подростка, считаться с его новыми интересами, увлечениями, желаниями, друзьями.

2. Принижение или обесценивание важных подростку чувств, происшествий.

3. Оскорбление стиля в одежде, вкусовых привычках.

4. Недостаточное создание психологического комфорта, недостаток внимания, любви, поддержки.

5. Недооценивание возможностей или же их переоценка, отсутствие душевной близости с родителями и близкими.

Что же делать? Как выйти из замкнутого круга не понимания между взрослеющей личностью подростка и уже сформировавшейся личностью родителя?

Для того, чтобы у подростка систематически возникало личное желание общаться с родителями, вторым необходимо помнить о следующих важнейших принципах:

1. Принятие своего ребенка каким бы «не таким» он не казался. Это значит любить его не за отметку в дневнике или убранную постель, а за сам факт его существования в этом мире.

2. Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи.

3. Признание. Это психологическое сохранение чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах и своем завтрашнем дне.

4. Родительская любовь – подросток нуждается в ласке и любви независимо от возраста. Обнимать и целовать нужно не менее 4-5 раз в день.

5. Личная доступность – в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, чтобы уделить время и внимание подростку. Нельзя отмахиваться и переносить разговор на потом.

6. Воспитание ответственности и самодисциплины – пошаговое формирование у подростка привычки быть ответственным за свои поступки и слова.

Помните – недоверие оскорбляет! Самый простой способ понять, что же именно не так с ващим ребенком – вспомнить себя в его возрасте или поставить себя на его место. Какие ощущения вызывает состояние? Как воспринимается проблема? Как хочется поступить? Важно именно лично прочувствовать саму ситуацию. И решение найдется автоматически. Такое именно ваше решение – ведь все люди разные, и поступают по-своему - которое касается только вас и вашего взрослеющего ребенка.

Янкович Н.М., психолог ГУЗ «Городская поликлиника №4 г.Гродно»

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь ГродненщиныМедицинский вестникГродненская правдаГродзенскі Зялёны парталГорода беларуси, дружественные детям