РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ

Страх, отчаяние, ужас, ярость, ненависть, паника, острая душевная боль- эмоциональные состояния нуждающиеся в управлении и регуляции.

Вопросами регуляции и управления эмоциями занимались учёные как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В то же время в нашем современном мире зачастую игнорируется и упрощается роль эмоций в регуляции деятельности человека, что приводит к утрате умения их переживания и нарушению психического и соматического здоровья человека. Зачастую эмоции рассматриваются как залог успешной конкуренции человека, поэтому широко распространены и навязываются способы их подавления и вытеснения (тщательное утаивание истинных чувств, запрет на их открытое выражение, сохранение в любых ситуациях невозмутимости и спокойствия). В то же время уже широко известно, что осознанные и реализованные эмоции способствуют развитию личности и наиболее полному раскрытию её потенциала.

Регуляция эмоций означает применение знаний своих эмоций для решения проблемы, о которой они сигнализируют, и предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами.

1. Переключение внимания:

- прерывание контакта (отложить разговор, отвернуться, уйти в другое помещение);

- переключение внимания на что-либо приятное или смешное (считать предметы, номера машин и домов, вспомнить даты рождения друзей или просто таблицу умножения);

- активировать физические ощущения в теле (умыться холодной водой, растереть кожу рук до ощущения сильного тепла в ладонях, слегка ущипнуть себя)

2. Дыхательные упражнения:

- постепенно научиться замедлять дыхание до 8-10 вдохов в минуту, тренироваться дышать диафрагмой, оставляя при вдохе неподвижными грудную клетку и плечи;

- «метод бумажного пакета» (особенно помогает при панических состояниях): бумажный пакет или руки лодочкой прижать к лицу, закрывая нос и рот, и медленно и равномерно в него дышать (паника проходит за счет восстановления газового баланса в крови).

3. «Отделение» от острого состояния:

- наблюдение (следить и записывать за возникновением и изменением эмоций);

- воображение (вообразить свое сильное переживание в виде предмета или образа и представить его исчезновение или другой приятный образ);

- откладывание переживания (разрешить себе переживание, но отложить на время);

- «ежедневное волнение» - выделить на протяжении 10 дней 2 периода по 10 минут и посвятить их мыслям о своих переживаниях.

4. Физические упражнения:

- «Джампинг Джек». Исходное положение: встаньте прямо, ноги поставьте на ширине плеч, руки при этом прямые, опущены по бокам. Сделайте вдох и на выдохе совершите прыжок. Ноги при этом разведите шире в стороны, а руки резко через стороны поднимите вверх над головой и хлопните в ладони. После этого вернитесь в исходное положение, сделав вдох. И вновь на выдохе повторите прыжок;

- любые интенсивные физические упражнения (отжимания, приседания, бег).

Врач общей практики УЗ «Кореличская ЦРБ» Наталия Маныло

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда