Родителям на заметку: как предупредить компьютерную зависимость у детей и подростков
Знание и умение работать за компьютером дает преимущества в современном мире. Но не стоит забывать, что бесконтрольное времяпрепровождение за компьютером вредно и опасно, особенно, когда речь идет о детях и подростках.
Оптимальная общая суммарная продолжительность пребывания за компьютером в течение дня (актуально для второго десятилетия 21 века)
• старшие дошколята
не более 30 минут в день
• младшие школьники
не более 1 часа в день
• средний школьный возраст
не более 2 часов в день
• старший школьный возраст
не более 3 часов в день
Патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним называется компьютерной зависимостью.
Компьютерная зависимость обнаруживает себя чаще в виде игромании, интернет – зависимости, а также зависимости от различных чатов и социальных сетей.
В случае компьютерной зависимости человек теряет чувство меры и контроль над ситуацией, он перестает принадлежать себе и теряет способность отвечать за свои поступки.
Признаки компьютерной зависимости:
нежелание оторваться от компьютера;
если Вы отрываете зависимого от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам;
неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере;
пренебрежение личной гигиеной, регулярным питанием, сном, занятиями спортом, домашними делами, учебой в пользу компьютера;
при общении с окружающими, сведение любого разговора к компьютерной тематике либо отказ от общения с друзьями.
В группу риска по развитию компьютерной зависимости входят:
• дети от 10 до 16 лет со слабой психической саморегуляцией, отличающиеся застенчивостью или агрессивностью, предпочитающие играть в компьютерные игры, не требующие интенсивного мыслительного процесса («стрелялки», «бродилки»);
• люди, испытывающие глубокую душевную боль, одиночество;
• люди со сниженной способностью к адаптации в стрессовых ситуациях (такие люди часто идут в игровой зал, чтобы отвлечься от проблемы);
• молодые люди с выраженными чертами инфантилизма - со слабо развитым чувством долга и ответственности (в том числе, имеющие другие зависимости- алкогольную, наркотическую).
Процесс перехода увлечения компьютером из рода приятного и полезного действия во вредную, разрушающую человека зависимость, сопровождается рядом изменений:
ухудшение здоровья (искривление позвоночника, нарушение зрения, осанки, расстройство пищеварительной системы);
изменение психического состояния (подъемы и спады настроения, повышенная возбудимость, нервозность, раздражительность, необоснованный гнев);
нарушение сна;
утрата интереса к социальной жизни;
нарушение адаптации в обществе (человек «закрывается» от людей);
трудности в построении межличностных контактов, создании отношений.
Основной мерой предотвращения возникновения у детей и подростков патологической зависимости любого типа, в том числе, компьютерной, является не запрет, а объяснение - почему некоторые действия могут быть нежелательными, научение детей размышлять и делать правильные для себя выводы.
Так как компьютерной зависимости детей и подростков способствует их неуверенность, отсутствие творческого самопроявления, то задачами для родителей являются:
1. оказание поддержки своему чаду (например, можно сказать: «Я верю в тебя!», «Ты- молодец!», «У тебя все получится!», «Действуй!»).
2. предоставление возможности заниматься творчеством (например, записать ребенка на кружки, секции и т.п.).
3. формирование у ребенка три главных качества: уважения, находчивости, ответственности.
Помните: мантия вождя (победителя) достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость), и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).
А также формирование следующих навыков и умений:
управление своим временем
постановка перед собой целей и задач
организация досуга
построение отношений со сверстниками
управление конфликтными ситуациями
решение проблем (а не бегство от них)
регулирование собственных эмоций, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Постоянная занятость родителей, отсутствие минимального ежедневного общения с детьми, недостаточные коммуникативные способности родителей усугубляет проблему компьютерной зависимости. «Скорая помощь» в такой ситуации - отложить дела и в срочном порядке поговорить с ребенком не о компьютере, а о его жизни, интересах, чувствах. Необходимо построить диалог с ребенком (не монолог-нравоучение!), чтобы выяснить причину «ухода в компьютер».
К сожалению, разговоры родителей с детьми нередко духовно бедны. Важно обогащать общение с ребенком: читать и обсуждать с детьми интересные книги, посещать не только развлекательные, но и интеллектуально, но и духовно, нравственно развивающие мероприятия, обсуждать увиденное, выслушивать и поощрять детей, когда они говорят о своих мечтах. Важно, чтобы дети умели фантазировать о будущем, думали о том, как осуществить свои мечты!
Грамотное, любящее, понимающее, терпеливое, мудрое родительство в силах воспитать психически здоровую, целостную и счастливую личность Вашего ребенка!
Информацию подготовила: психолог 1 квалификационной категории Орехво О.В., УЗ «Гродненский ОЭД»