Родителям на заметку: как предупредить компьютерную зависимость у детей и подростков

Знание и умение работать за компьютером дает преимущества в современном мире. Но не стоит забывать, что бесконтрольное времяпрепровождение за компьютером вредно и опасно, особенно, когда речь идет о детях и подростках.

Оптимальная общая суммарная продолжительность пребывания за компьютером в течение дня (актуально для второго десятилетия 21 века)

• старшие дошколята

не более 30 минут в день

• младшие школьники

не более 1 часа в день

• средний школьный возраст

не более 2 часов в день

• старший школьный возраст

не более 3 часов в день

Патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним называется компьютерной зависимостью.

Компьютерная зависимость обнаруживает себя чаще в виде игромании, интернет – зависимости, а также зависимости от различных чатов и социальных сетей.

В случае компьютерной зависимости человек теряет чувство меры и контроль над ситуацией, он перестает принадлежать себе и теряет способность отвечать за свои поступки.

Признаки компьютерной зависимости:

 нежелание оторваться от компьютера;

 если Вы отрываете зависимого от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам;

 неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере;

 пренебрежение личной гигиеной, регулярным питанием, сном, занятиями спортом, домашними делами, учебой в пользу компьютера;

 при общении с окружающими, сведение любого разговора к компьютерной тематике либо отказ от общения с друзьями.

В группу риска по развитию компьютерной зависимости входят:

• дети от 10 до 16 лет со слабой психической саморегуляцией, отличающиеся застенчивостью или агрессивностью, предпочитающие играть в компьютерные игры, не требующие интенсивного мыслительного процесса («стрелялки», «бродилки»);

• люди, испытывающие глубокую душевную боль, одиночество;

• люди со сниженной способностью к адаптации в стрессовых ситуациях (такие люди часто идут в игровой зал, чтобы отвлечься от проблемы);

• молодые люди с выраженными чертами инфантилизма - со слабо развитым чувством долга и ответственности (в том числе, имеющие другие зависимости- алкогольную, наркотическую).

Процесс перехода увлечения компьютером из рода приятного и полезного действия во вредную, разрушающую человека зависимость, сопровождается рядом изменений:

 ухудшение здоровья (искривление позвоночника, нарушение зрения, осанки, расстройство пищеварительной системы);

 изменение психического состояния (подъемы и спады настроения, повышенная возбудимость, нервозность, раздражительность, необоснованный гнев);

 нарушение сна;

 утрата интереса к социальной жизни;

 нарушение адаптации в обществе (человек «закрывается» от людей);

 трудности в построении межличностных контактов, создании отношений.

Основной мерой предотвращения возникновения у детей и подростков патологической зависимости любого типа, в том числе, компьютерной, является не запрет, а объяснение - почему некоторые действия могут быть нежелательными, научение детей размышлять и делать правильные для себя выводы.

Так как компьютерной зависимости детей и подростков способствует их неуверенность, отсутствие творческого самопроявления, то задачами для родителей являются:

1. оказание поддержки своему чаду (например, можно сказать: «Я верю в тебя!», «Ты- молодец!», «У тебя все получится!», «Действуй!»).

2. предоставление возможности заниматься творчеством (например, записать ребенка на кружки, секции и т.п.).

3. формирование у ребенка три главных качества: уважения, находчивости, ответственности.

Помните: мантия вождя (победителя) достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость), и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

А также формирование следующих навыков и умений:

 управление своим временем

 постановка перед собой целей и задач

 организация досуга

 построение отношений со сверстниками

 управление конфликтными ситуациями

 решение проблем (а не бегство от них)

 регулирование собственных эмоций, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Постоянная занятость родителей, отсутствие минимального ежедневного общения с детьми, недостаточные коммуникативные способности родителей усугубляет проблему компьютерной зависимости. «Скорая помощь» в такой ситуации - отложить дела и в срочном порядке поговорить с ребенком не о компьютере, а о его жизни, интересах, чувствах. Необходимо построить диалог с ребенком (не монолог-нравоучение!), чтобы выяснить причину «ухода в компьютер».

К сожалению, разговоры родителей с детьми нередко духовно бедны. Важно обогащать общение с ребенком: читать и обсуждать с детьми интересные книги, посещать не только развлекательные, но и интеллектуально, но и духовно, нравственно развивающие мероприятия, обсуждать увиденное, выслушивать и поощрять детей, когда они говорят о своих мечтах. Важно, чтобы дети умели фантазировать о будущем, думали о том, как осуществить свои мечты!

Грамотное, любящее, понимающее, терпеливое, мудрое родительство в силах воспитать психически здоровую, целостную и счастливую личность Вашего ребенка!

Информацию подготовила: психолог 1 квалификационной категории Орехво О.В., УЗ «Гродненский ОЭД»

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда