Стрессы в жизни детей и подростков
Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, которая носит защитный характер и направлена на приспособление организма к существованию в новых условиях.
Стресс сам по себе очень важен для выживания.
Кратковременный, в малых дозах, он способствует активации резервных возможностей человека, помогает выработать новые реакции, обучает, обеспечивает прогресс и эволюцию.
Длительное же пребывание в стрессовой ситуации, связанное со стойкими отрицательными переживаниями, наоборот, «изматывает» организм, вызывает нарушение функций организма, начало и прогрессирование различных заболеваний, способствует обострению хронических болезней, ухудшает психоэмоциональное состояние.
Стресс имеет место в жизни не только взрослого, но и ребенка. Так, например, у малышей источником стресса является длительная разлука с мамой, изменения в ежедневном распорядке, болезнь. У дошкольников может стать стрессом и вызвать беспокойство поступление в детский сад, плохое восприятие в коллективе сверстников, ссоры родителей, частая смена обстановки. У младших школьников потенциальным источником стресса являются школьные и социальные проблемы: отсутствие досуга, расставание с друзьями, смерть питомца, переезд семьи, развод родителей, резкие перемены в распорядке дня, давление со стороны сверстников, начало и конец учебного года. Переезды, сбивающие темп жизни, необходимость вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе, сдача экзаменов, частые ссоры родителей, смерть близких и родных людей, физические особенности, негативный опыт общения с противоположным полом – вот перечень потенциальных стрессовых ситуаций для подростка.
Стресс у детей могут вызвать и мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору, интернету, слышат разговоры о стихийных бедствиях, пандемиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.
Дети уязвимы и в ситуации экологического стресса: при увеличении загрязнения воздуха, резких изменениях погодных условий, колебаниях температуры и атмосферного давления, снижении качества воды, нехватке экологически чистого продовольствия, мощного воздействия токсинов.
Если взрослый может прямо сообщить о том, что он находиться в стрессовом состоянии, то дети чаще показывают наличие стрессового состояния эмоциональным и поведенческим способами либо реагируя на стресс многочисленными соматическими жалобами (несмотря на то, что медицинское обследование подтверждает отсутствие болезни).
Частые слезы, отстраненность, необъяснимая агрессии – вот наиболее распространенные поведенческие и эмоциональные проявления стресса у детей. Кроме этого, могут наблюдаться другие признаки:
Физические:
нарушение сна, бессонница, лунатизм, избыточный сон;
проблемы с едой или весом (избыточный или недостаточный);
частый плач без повода;
скрип зубами во сне или наяву;
повышенный травматизм;
безразличие или усталость;
нервные тики – подергивание век, привычка грызть ногти, непроизвольное подмигивание и т.д.;
мочеиспускание в постель (особенно у старших детей);
ночные кошмары;
нечеткая дикция, заикание;
трудности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость.
Поведенческие:
возврат к поведению более раннего возраста;
неуспеваемость в школе – особенно при хорошей успеваемости прежде;
жестокое отношение к животным или к людям;
воровство;
побеги из дома;
беспричинное ломание вещей, вандализм;
ложь постоянная, по мелочам, беспричинная;
вспышки ярости;
чрезмерная мечтательность;
стремление делать все абсолютно правильно;
употребление наркотиков.
Признаки отношений и самооценки ребенка:
чувство безнадежности;
отношение к себе как к глупому или неспособному;
заявления типа «я хочу умереть», или «я жалею, что родился»;
излишние страхи;
потеря друзей;
другие дети избегают вашего ребенка или относятся к нему как к отверженному;
неучастие в коллективных делах.
Безусловно, все эти проявления требуют особого внимания со стороны родителей. Необходимо разобраться, какая ситуация или информация является травматичной для ребенка/ подростка, его волнения и тревоги, с чем он не может справиться сейчас и что было бы для него хорошим решением. Важно увидеть, почувствовать «замаскированный» призыв ребенка/ подростка о помощи и ненавязчиво, тактично помочь ему преодолеть стрессовую ситуацию. Особенно это касается подростков. Подросток может адекватно воспринимать многие взрослые проблемы, но он еще недостаточно взрослый, чтобы самому справляться со стрессом, а помощь родителей он отвергает, так как она кажется ему унизительной, свидетельствующей о его незрелости.
Конечно, ключевым моментом для разговора с детьми является ресурсное физическое и психическое состояние самих родителей.
Важно также помнить: если семья не может самостоятельно справиться со стрессом, то она может обратиться к специалистам и получить комплексную (медицинскую и психологическую) помощь и содействие в решении возникших на ее пути трудностей.
Информацию подготовила: УЗ «Гродненский областной эндокринологический диспансер» психолог 1 категории Орехво О.В.