Жизнь без конфликтов: реальность или иллюзия?

Каждый человек осознает, что разногласия и конфликты – это неотъемлемая и неизбежная часть нашей жизни, от которой избавиться невозможно, а поэтому необходимо научиться управлять собой, а если удастся, то и другими, в конфликтных ситуациях. Обычная, так часто встречающаяся ссора способна привести к глубокой вражде, но она же может стать источником развлечения, а порой даже привести к дружбе. Искусством управления конфликтами может овладеть каждый. Необходимо лишь разобраться в его сути и в соответствии с этим скорректировать свое поведение.

Основное правило, которое необходимо помнить для грамотного разрешения конфликтной ситуации – в любой спорной ситуации необходимо стремиться к взаимному удовлетворению интересов и не вести позиционный торг. Это означает то, что при построении диалога с оппонентом нужно учитывать как свои интересы, так и интересы партнера, в противном случае обе стороны останутся неудовлетворенными. А что касается позиционного торга, то это явление, которое очень часто встречается в нашей жизни. Люди в ходе конфликта просто пытаются любыми способами отстоять свою позицию, порой даже не слушая оппонента, главное для них - это любыми способами выиграть в спорной ситуации, а не достигнуть какой-либо истины, которая безусловно может родиться в ходе конструктивной дискуссии.

Итак, обратимся непосредственно к методам по овладению техникой ведения эффективных переговоров. В первую очередь необходимо нацелиться конкретно на решение вопроса и отделять отношения между людьми от существа дела. Участник переговоров прежде всего человек, и он также преследует двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между партнерами. Касательно трех основных психологических аспектов можно дать следующие рекомендации:

Восприятие: поставьте себя на их место; не делайте вывода о намерениях людей, исходя из собственных опасений; ваша проблема – не вина других; обсуждайте восприятие друг друга; ищите возможность для действий, неожиданных с точки зрения другой стороны; позвольте другой стороне сделать ставку на результат, предоставив верную возможность участвовать в процессе; «спасти лицо»: ваши предложения должны соответствовать возможностям партнеров.

Эмоции: прежде всего осознайте свои и чувства других; обнаружьте свои эмоции и признайте их законными; позвольте другой стороне «выпустить пар»; не реагируйте на эмоциональные проявления; используйте символические жесты.

Общение: внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали то, что было сказано; говорите так, чтобы вас поняли; говорите о себе, а не о них; говорите ради достижения цели; предварительные действия облегчают работу; построение работающих отношений. Необходимо уделять внимание непосредственно предмету переговоров и действиям сторон в соответствии с их интересами.

Можно выделить несколько основных правил, а именно:

  • сначала сформулируйте проблему, а затем предложите свое решение;
  • составьте перечень интересов;
  • объясняя ваши интересы, покажите их жизненную важность;
  • обдумайте возможность «мозговой атаки» с другой стороной;
  • посмотрите на проблему глазами различных специалистов;
  • определите общие интересы;
  • ищите взаимную выгоду;
  • рассуждайте и будьте открыты для доводов.

Следует сказать, что принимая во внимание все вышеуказанные рекомендации, вы выигрываете во всех отношениях, как сохраняя благоприятные отношения с партнером, так и реализовывая свои интересы. Безусловно, правильное ведение переговоров достигается методом проб и ошибок. Однако единственное о чем необходимо помнить: эффективное разрешение спорной ситуации возможно с любым партнером, стоит лишь попробовать применить все указанные советы и результат не заставит себя ждать.

Психолог ГУЗ «ГП № 5 г. Гродно» Барсукевич Т.Н.

Pomogut Профессорский консультативный центр Фармация Гродно Здоровые люди Сайт для подростков Молодежь Гродненщины Медицинский вестник Гродненская правда